ИТОГИ VIII всероссийского делового форума «Качественная пресса и перспективы ее развития»

10 апреля в Москве в конференц-зале «Москва» Конгресс-центра гостиницы «Измайлово» состоялся ежегодный Всероссийский деловой форум СМИ «Качественная пресса и перспективы ее развития». В работе форума приняли участие руководители федеральных и региональных СМИ, представители Госдумы РФ, министерств и департаментов субъектов РФ, общественных организаций, российские и зарубежные медиаэксперты. Деловой форум начался с вручения лучшим изданиям, прошедшим экспертизу качества контента и дизайна, Знака отличия и свидетельства «Золотой фонд прессы». Проект «Золотой фонд прессы» призван содействовать продвижению к читателям качественной прессы, способствовать воспитанию патриотизма, сохранению нравственных и духовных ценностей российского народа.

Тематика выступлений на фор уме была посвящена актуальным отраслевым вопросам: т енденциям развития медийной отрасли в 2018 году; влиянию новых технологий на качественную журналистику; эффективной редакционной политики с целью сохранения качественной традиционной прессы; перспективам развития газет как носителя качественной информации; инструментам и технологиям повышения продаж прессы, использованию новых платформ; переходу от бумажных изданий к цифровым версиям и др.

Открывая деловой форум, главный редактор журнала «Журналист» Любовь Петрова сказала: «Сегодня мы не будем акцентировать внимание на проблемах, а поговорим о том, как нам двигаться вперед. Мы можем делать качественный контент. Именно от него зависит будущее печатных СМИ».

Особое внимание в программе форума было уделено развитию региональной прессы. Заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков в своем выступлении подчеркнул: «Я глубоко убежден: что бы ни происходило с центральными газетами, районные и городские газеты — это те СМИ, у которых всегда будет будущее, поскольку это основные источники информации, волнующей жителей глубинки. - По мнению сенатора, - пресса сейчас переживает новый исторический этап. В условиях экономического вызова и развития медиапотребления в интернете, важно бороться за качество изданий в муниципалитетах. Газета должна отличаться интересным содержанием, творческими, авторскими материалами с элементами аналитики».

Перед участниками выступила Светлана Дзюбинская, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. Она рассказала о социальных проектах и государственной поддержке СМИ.

На деловом форуме были подведены и прокомментированы итоги экспертизы изданий — участников форума, а также даны практические рекомендации.

Руководитель кафедры периодической печати ф акультета журналистики МГУ Александр Колесниченко , проводивший экспертизу контента СМИ, призвал редакторов и журналистов обратить внимание на существующие проблемы. Он отметил, что внешне почти все издания выглядят симпатично. Многие перешли на полноцветную печать, используют современную композиционно-графическую модель, крупные иллюстрации и игровые заголовки.

Однако с контентом ситуация сложнее. Издания очень сильно различаются и по широте информационной повестки, и по качеству ее отработки. В одних регулярно встречаются и материалы сложные (очерки, специальные репортажи, аналитические статьи), и материалы острые, конфликтные. Особенно много проблемных публикаций на такие темы, как ситуация в ЖКХ (капремонт, отопление, обустройство дворов) и ущемление прав социально-незащищенных групп (инвалиды, дети-сироты, беженцы).

Некоторые же издания, к сожалению, занимаются отчетно-презентационной журналистикой, публикуя, главным образом, заметки о проведенных мероприятиях, о докладах чиновников про успехи и планы.

Эксперт по дизайну Сергей Мешавкин , ведущий рубрики «Школа дизайна» в журнале «Журналист», руководитель Медиагруппа «Феномен» подвел итоги экспертизы дизайна СМИ.

Увы, в целом редакции относятся к оформлению своих газет, как правило, по остаточному принципу. Полное отсутствие системности в текстово-заголовочных и композиционных стилях, игнорирование модульной сетки - эти симптомы свойственны практически всем газетам и журналам, прошедшим экспертизу. ("чистые" отличные отметки получили не более десятка газет). Мало того, внешний вид большинства изданий показывает, что редакции живут в полном отрыве от времени - нет и намека на конкурентоспособность в современном мире медиа. Такое отношение к оформлению изданий только приближает упадок или стагнацию тиражей и доходов. Если срочно не поменять такое положение дел с визуальной подачей содержания, то естественным образом аудитория перейдет на альтернативные более эффективные источники информации.

При подготовке к форуму была также проведена экспертная оценка сайтов изданий - участников форума.

Один из экспертов, главный редактор Russia Beyond Всеволод Пуля отметил в своем выступлении, что из 170 только 15% от общего количества оценённых ресурсов можно назвать конкурентоспособными в цифровой среде.

Трафик большинства из ресурсов был настолько мал, что его невозможно было оценить внешними средствами аудита (сервис SimilarWeb).

Анализ показывает, что в большинстве редакций из списка оценённых до сих пор сильно печатное наследие. Архитектура сайта строится вокруг выхода печатного номера, именно ему уделяется особое внимание при верстке главной страницы и выкладке материалов на сайт.

Эта тенденция ощущается и в работе с заголовками. На многих сайтах для неновостных материалов используются так называемые «нулевые» заголовки или игровые заголовки, которые плохо работают для привлечения внимания аудитории, так как не раскрывают суть новости, не вызывают желания кликнуть на неё.

Основной контент большинства оценённых сайтов составляют новости. Жанровое разнообразие относительно скудно. Большинство дополнительных жанров «приходят» из печатной газеты, и они классические газетные: интервью, репортаж и т.п. На считанных сайтах используются дополнительные, исключительно цифровые форматы, вроде тестов, обзоров соцсетей и т.п.

Ситуация с мультимедиа в целом также оставляет желать лучшего. Самые распространённые мультимедиа-форматы на рассмотренных сайтах - фотогалереи и пользовательские видеоклипы. При этом галереи зачастую подаются без подписей, что затрудняет понимание происходящего и индексацию контента в поисковых системах.

С ведением соцсетей все также в среднем не очень гладко. Большинство рассмотренных газет расценивают соцсети как «ленту», куда можно «сбрасывать» ссылки на свой контент. Считанные единицы изданий работают с сосцестями как с сообществом: пишут оригинальные подводки к ссылкам на материалы, задают вопросы читателям и отвечают на их комментарии.

Издания, у которых есть подписка на e-mail-рассылку материалов сайта (это важный инструмент по работе с лояльной аудиторией) можно пересчитать по пальцам.

С другой стороны, ситуация с мобильными сайтами в целом порадовала: у большинства изданий они есть, и многие из них неплохого качества.

В целом, большинство проблем рассмотренных сайтов типичны и повторяются независимо от региона, размера аудитории и бюджета издания.

В качестве итога экспертизы, редакциям предложена четкая технология по развитию малых изданий в цифре, следуя которой можно в короткие сроки переломить ситуацию, начать увеличивать аудиторию в онлайне и зарабатывать на ней.

О проблемах распространения печатной продукции и их решении на форуме говорили Сергей Моисеев , президент Союза предприятий печатной индустрии, Наталья Демьянова , начальник управления по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области. Владимир Дворянов , руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки рассказал о возможностях создания системы альтернативной подписки на печатную прессу. По его словам, опросы, организуемые издателями среди потребителей их электронного контента, показывают заинтересованность в получении печатных версий изданий.

Потенциальная аудитория, не охваченная существующими каналами подписки, гораздо больше актуальной аудитории подписки в отделениях почтовой связи. По ряду причин, эти люди не готовы подписываться по каталогам, доступным в отделениях связи. Система подписки, позволяющая работать с этой аудиторией, может быть создана совместными усилиями издателей и распространителей печатной прессы.

В федеральном масштабе поддержку этому проекту могли бы оказать государственные ведомства, отвечающие за развитие различных территорий. Особенно актуальна эта система могла бы быть для регионов Сибири и Дальнего Востока, у населения которых затруднен сегодня доступ к прессе патриотического, духовно-нравственного и иного социально значимого содержания. А существующие интернет-каналы также не дают достаточного количества такой информации, потребность в которой велика, в частности, в учреждениях образования и культуры.

Союзниками в создании такой системы альтернативной подписки могут выступить Министерство культуры, Министерство образования и науки, а также профильные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы и профильные комиссии федеральной и региональных Общественных палат.

О современных трендах, интернете, новых проектах и форматах рассказывали генеральный директор ИД «Алтапресс» Юрий Пургин, медиаэксперт Виктория Сухарева, аккаунт-менеджер компании Setka Петр Болкунов , медиаконсультант, специалист в области influence-marketing and digital Татьяна Магера , руководитель Исследовательской группы Циркон Игорь Задорин и PR -директор Медиалогии Надежда Жуковская.

Медиаэксперт и журналист Елена Упорова затронула тему журналистской этики.

Главные редакторы региональных газет представили интересные проекты своих редакций по использованию современных технологий, инструментов и приемов для успешного перехода на новые платформы ( Александр Скорбенко, газета «Тюменская область сегодня) и работе с молодежной аудиторией ( Дмитрий Полянин , «Областная газета» г. Екатеринбург).

Таким образом, насыщенная полезная программа от лучших исследователей и практиков современных печатных и цифровых медиа, представителей ведущих образовательных, коммерческих и общественных организаций позволила обсудить проблемы и будущее печатной и цифровой индустрий, качество контента и дизайна СМИ, научиться эффективно использовать новые технологии.

По окончании форума состоялось награждение победителей Всероссийских конкурсов Главный редактор года, Голос парламента, Золотой лотос, Маленький принц, Хрустальная матрешка, Лучший дизайн СМИ, Лучшее корпоративное издани, Лучший автор журнала «Журналист». В церемонии награждения принимали участие Рыбаков С.Е., председатель Оргкомитета «Золотого фонда прессы», заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре, представители АРПП, МАП, АНРИ, ГИПП.